Хорошее исполнение на саксофоне музыкальных произведений, будь то классика, джаз или простые эстрадные мелодии, является основной целью каждого саксофониста любого уровня. При этом всегда надо понимать разницу между исполнителем профи и саксофонистом-любителем, потому что у каждого из них свои цели и свой путь к ним. Но что их объединяет на 100%, так это начальный этап обучения и все ошибки на саксофоне, которые допускают все без исключения. И если будущих профессионалов воспитывают и учат, начиная от муз. школы до консерватории, то саксофонисты-любители, как правило, остаются один на один с инструментом. Их порой некому поправить или подсказать, дать дельный совет или исправить ошибку, которая может оказаться, как случайной, так и мелкой или ключевой, роковой или системной. При этом она не перестаёт быть препятствием для дальнейшего развития и роста в обучении. Как формируются такие ошибки у начинающих саксофонистов-любителей? Чем приходится расплачиваться за легкомысленное отношение к недочётам, о которых всегда можно спросить у профессионалов? Как самостоятельно бороться и как исправлять? – на эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить и поделюсь своим видением проблемы любителей саксофона.

Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.

В чём главная особенность саксофона

Больше века, благодаря А. Саксу, три составляющие – трость, мундштук и сам саксофон делают этот инструмент одним из самых узнаваемых и популярных в музыке. Но главное, что играет ключевую роль в освоении саксофона – это огромное влияние на начальное обучение индивидуальных физиологических особенностей каждого, кто берёт в руки саксофон. К примеру, если дать десятерым саксофонистам один и тот же мундштук и трость к нему, то устроить для игры на саксофоне это может лишь одного музыканта, а может всех десятерых, а может и никого вовсе, трудно предположить. И это мы говорим о профессионалах, у которых всё в порядке с амбушюром, дыханием и всем остальным. А если на их место поставить новичков? Представляете, что тут начнётся? В общем, те, кто не знает, что такое тяжёлая трость или не твой мундштук, кто никогда не испытывал боли в нижней губе и не сталкивался с третьей октавой или не дул часами нижнюю си-бемоль, тот никогда не поймёт, о чём здесь идёт речь и для кого эта публикация. А статью эту, друзья, я пишу, как всегда, для людей взрослых и думающих. Людей, способных анализировать информацию и понимать, что такое ошибки для новичка, и как они порой мешают и останавливают обучение на саксофоне. Естественно, эта публикация не для тех, кто прокрутил её всю и даже читать не будет, а лучше посидит на форумах и послушает советы такого же новичка, как и он. Но почему я поднял эту проблему, важную и нужную каждому из вас? Да потому что цена каждой ошибки или целого комплекса – это то, что останавливает вас и мешает вам дойти до главной цели – ИСПОЛНЯТЬ МЕЛОДИИ. И как следствие – многие бросают саксофон, так и не поняв, что же было сделано не так и почему это произошло именно со мной. А происходит это (по своему опыту репетитора говорю об этом с полной ответственностью) не потому, что ученик бесталанный, а потому что его накрыл с головой ворох ошибок, которые он не разглядел и не смог избежать. Как это сделать самостоятельно – об этом всё в этой статье.

Как разглядеть ошибки вовремя. как их вовремя ликвидировать или вовсе не допускать.
Какие ошибки бывают и откуда они берутся

Сама игра на саксофоне предполагает освоение учениками множества конкретных навыков, без которых невозможно порой даже извлечь ни одного звука. Это не только теоретические знания нотной грамоты, но и практические умения, которые каждый новичок-любитель должен выполнять с “закрытыми глазами”. Он должен чётко знать, как собрать мундштук для саксофона, как собрать саксофон, как правильно дышать при игре на саксофоне, как правильно держать саксофон и многое другое, благодаря чему так легко и свободно можно играть мелодии, не отвлекаясь на возвращение к каждому навыку. Вы заметили какое слово объединяет все навыки – это слово ПРАВИЛЬНО. И это главное. Не писал бы об этом с такой уверенностью, если бы, не то огромное количество учеников, которых мне приходится переучивать, т.е. по факту исправлять ошибки, накопленные порой годами. Сейчас я перечислил лишь основные навыки, в каждом из которых возможны ошибки, как мелкие и незначительные, так и глобальные или системные. Теперь помножьте всё это на уровень вашего восприятия информации, на уровень её подачи репетитора, или в интернете и вы поймёте, что саксофон очень капризный и коварный инструмент. И он в принципе ошибок не прощает. С другой стороны, он очень простой и податливый, если вы с самого начала всё делаете правильно и неспеша, придерживаясь точной системе обучения элементарным навыкам. А здесь уже ключевыми являются слова ДЕЛАТЬ и СИСТЕМА. Давайте вместе разберёмся с основными 4-мя видами ошибок: мелкие, системные, ключевые и роковые. Попробуем понять и увидеть, благодаря моему 25-летнему опыту работы с учениками, как простая или мелкая ошибка может стать роковой или системной.

История о том, как муха превращается в слона

Продолжение следует…