Диафрагмальное дыхание на саксофоне – это базовый навык саксофониста, который с самого начала обучения определяет развитие и дальнейший рост каждого ученика. Кроме того, от того, как чётко и правильно вы овладеете дыханием на саксофоне, будет зависеть правильность и эффективность всех других навыков – читка нот, аппликатура саксофона, амбушюр и в конечном итоге – игра мелодий, импровизаций или соло. Почему же большинство учеников-самоучек так много времени уделяют всему, что касается обучения на саксофоне и при этом пропускают самое важное, и слишком поздно задаются главным вопросом – “Как правильно дышать при игре на саксофоне?” Почему этим вопросом не задаётся ваш горе-репетитор, к которому вы ходите безрезультатно вот уже полгода? Как случилось так, что зная о дыхании на саксофоне, многие проигнорировали его в самом начале пути, и из-за этого так и не научились играть мелодии, хотя все остальные навыки более менее получались нормально? Почему же многие зашли в тупик и бросили саксофон, так и не поняв, почему мелодия не играется и не звучит, почему случаются остановки в самый неподходящий момент? И как наконец с этим всем справиться раз и навсегда, быстро и без потерь? И если вы действительно хотите научиться играть мелодии на саксофоне, и наберётесь терпения, то в этой статье вы найдёте ответы на многие вопросы. А от этого зависит судьба вашего саксофона – ляжет он на полку или будет использован вами по назначению — вы будете играть красивые композиции под фонограмму и радовать себя и слушателей своим результатом.

Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.

На что нужно ориентироваться при овладении дыханием

Наличие мундштука определяет зависимость обучения на саксофоне от индивидуальных физиологических качеств каждого ученика. Я вскользь сейчас говорю о том, как важно правильно подобрать трость для мундштука. Но об этом будет отдельная публикация. А сейчас продолжим. У всех нас разные пальцы, разный амбушюр, разное чувство ритма и разный слух. Но что объединяет нас всех и вселяет оптимизм? Это наличие лёгких и диафрагмы, с помощью которых осуществляется звукоизвлечение на саксофоне.

И время, которое вы можете дуть в саксофон ни в коем случае не зависит от объёма лёгких, а зависит именно от владения диафрагмальным дыханием. Говорю это с полной ответственностью, т.к. постоянно занимаюсь с детьми. Физически они слабее по всем показателям взрослых, но это не влияет ни на звук, ни на его продолжительность. Я подвожу вас к тому, что само по себе овладение дыханием на саксофоне не является сложным моментом в обучении. Но важность его от этого не меняется. Овладение им за 2-3 недели – это реальность, а дальнейшее закрепление и совершенствование – 3-4 недели. Указываю эти сроки, если дыханием заниматься. А если не заниматься – забудьте про саксофон и купите другой инструмент. Ведь именно дыхание позволяет заставить инструмент красиво звучать, дышать, вибрировать и радовать слух окружающих, благодаря вашему умению вдохнуть жизнь, по сути, в железку с клапанами.

99% учеников это игнорируют и быстренько учат другие навыки. Лишь по прошествии времени понимают о роковой ошибке – начинать осваивать навыки надо вместе с дыханием и ориентировать всё на него, а не на достижение сиюминутных результатов. А если вы всё же убежали по незнанию вперёд, то придётся снова возвращаться в исходную точку, т.к. правильное диафрагмальное дыхание на саксофоне заставляет по-другому работать и пальцы, и амбушюр, и всё остальное. А неумение сыграть мелодию от начала до конца, да ещё и под фонограмму – это не провал пальцев, или ещё чего-то, а именно неумение использовать диафрагмальное дыхание на саксофоне в нужном русле.

В какой момент надо начинать?

Резонный вопрос для новичков, рвущихся в бой, не так ли? Ответ удивит вас ещё больше. Ведь заниматься дыханием можно задолго до того, как вы купите саксофон. Этим самым вы облегчаете себе задачу в будущем и решите почти все проблемы быстрее, зная и понимая из чего оно состоит и как всего добиться. Ведь упражнения, которые я показываю в своём курсе на начальном этапе делаются без инструмента. “Нет уж, я сначала куплю саксофон” – скажет каждый из вас. А я уже знаю, что будет дальше, когда вы откроете кофр и увидите блестящие детали инструмента. В этот самый момент и начинается саксофонная лихорадка. Так я называю необдуманные и поспешные действия при отсутствии полной информации ни о системе занятий, ни о приоритетах в обучении на саксофоне. В этот самый момент вы будете заниматься всем подряд, но только не дыханием.

Вас даже не смутит начальная нехватка воздуха. Какой там. Ваша голова уже думает о другом – куда теперь нажимать, как дуть и что делать с нотами. Но вспомнить о диафрагмальном дыхании рано или поздно придётся. Это я вам точно говорю. Теперь представьте сколько времени можно сэкономить и стать на месяц ближе к первой мелодии, если начать заниматься им раньше. Ведь у саксофонистов всего 2-а пути ДЫШАТЬ – ИГРАТЬ и второй НЕ ДЫШАТЬ – НЕ ИГРАТЬ. Так почему бы не заняться дыханием заранее и даже не знать будущих проблем, с которыми вы рано или поздно столкнётесь?

Продолжение следует.