Именно красивый звук саксофона привлекает ваших слушателей больше всего.
ШАГ 13Работа над красивым звуком (60 мин.)
Лично Вас он восхищает и вдохновляет играть новые и новые мелодии. В своё время какой-то саксофонист привлёк и вас красивыми звук своего саксофона. Вывод простой - своим звуком надо заниматься и получать от этого радость и уверенность.
Хороший звук - это ваша точка роста и новая ступень в развитии.
Базовый курс саксофона
Джазовый курс саксофона
70 видео разборов мелодий
25 джазовых этюдов для саксофона
Ноты и минусы для саксофона
Красивый звук на саксофоне
Мини-курс по технике
Бесплатный материал
С самого первого знакомства с саксофоном вы начинаете работу со звуком. Сначала вы пытаетесь извлечь хоть какой-то звук. Похож он на кряканье и это хорошо. Затем по мере развития встают другие проблемы и их тоже удаётся решить путём упражнений. Вы научитесь тянуть ноты так, чтобы звук не срывался, вы берёте ноты одинаково легко, как в верхнем, так и в нижнем регистре. И всё это из урока в урок называется – работа над звуком. В зависимости от этого меняются трости, мундштуки или саксофоны, но неизменным остаётся одно – владение звуком в полной мере. Что же это такое? Это владение всего лишь тремя навыками: дыхание, амбушюр и звукоизвлечение. Понятно, что владение каждым из них в отдельности предусматривает постоянный и осмысленный труд: упражнения +непосредственно сам навык, который надо совершенствовать. Ведь если из трёх составляющих всего лишь один не освоен как следует, то о хорошем звуке речи не может быть совсем. А по сему, друзья, призываю вас к логике и здравому смыслу, т.к. нельзя требовать от ученика хорошего звука, если у него нет поставленного дыхания или сформировавшегося амбушюра. Но и это ещё не всё. Мало совместить эти 3 навыка вместе, надо задаться целью облагородить звук и сделать его саксофоновым во всех смыслах: нежным и красивым, дышащим и потаённым, а где надо, то и жёстким, ярким, холодным, металлическим, пронзительным и необузданным. Тем более, что у духового инструмента – возможности у саксофона неограниченны. Вы наверняка слышали выражение: “Саксофон дышит.” И это не просто слова – это большой труд и ясное понимание как взаимодействуют все 3 навыка, перечисленных мной выше. А чтобы не быть голословным, я дополнил онлайн курс “12 Шагов к мелодии” и записал для вас ШАГ 13, в котором чётко и подробно показываю простые упражнения, которые помогут вам сделать качественный скачок в работе над звуком. В то же время прослушивание саксофонистов приведёт вас к хорошему звучанию саксофона, т.к. перед вами лучшие мировые образцы для подражания.
Звук вы формируете ежедневно и готовите его, то маленькими шажками (упражнения) и гигантскими скачками – это когда вы сами слышите разницу между вчера и сегодня. Тем более приятно, когда об этом прогрессе говорят вам окружающие. Именно владение звуком и позволяет играть всеми его оттенками и радовать слушателей своим умением, независимо от жанра, стиля и сложности произведения. И конечно, сейчас мы переходим к простым вашим умениям и знаниям того, как овладеть, с чего начинать и чем заниматься каждый день, что вас радовал звук на саксофоне.
Мундштук – это средство, чтобы донести хороший звук до слушателя. И если у вас нет хорошего звука, и вы не приложили должных усилий для его создания, то не поможет никакое дорогое средство, в нашем случае мундштук. Я не призываю вас играть на плохих мундштуках. Но мундштук является хорошим, если он вам подходит по пасти и по лёгкости звукоизвлечения.
Факторов, влияющих на звук на первый взгляд много. Но все они решаемы в пределах ваших задач и … вашей лени. Не удивляйтесь моей жёсткости, но это так. Все хотят иметь красивую фигуру, но лишь единицы делают хотя бы зарядку по утрам. А все остальные покупают тренажёры, смотрят ролики, вырабатывают системы. Со звуком то же самое. Самые находчивые из вас (это касается и профи) меняют постоянно мундштуки, не наблюдая при этом никаких сдвигов. Мундштук для них, как таблетка от всех бед. Киксы, невнятный звук и нестабильные ноты – мундштук виноват. Но это не так процентов не 50. Я уже затрагивал эту тему и давал ряд рекомендаций по выбору мундштука.
Поэтому я хочу, чтобы вы обратили внимание на оставшиеся 50%. Ведь они являются основными для каждого из вас. И эти 50% я бы условно разделил так: 30% - дыхание и по 10% - владение амбушюром и звукоизвлечением. А так как эти 20% тоже зависят от дыхания, то получается, что все 50% зависят от вашего насоса и двигателя саксофона – диафрагмальное дыхание. Остановлюсь лишь на 2-х самых важных характеристик звучания саксофона – громкость и вибрато. Есть, конечно, и чистота, и красота, но это уже производные от первых. При этом, не владение звуком в полной мере, абсолютно обнуляет все ваши старания по ритму, теории и т.д. Кому нужны ваши потуги, если из инструмента выходит некрасивый, грубый или зажатый звук?
Послушайте, к примеру, Д. Гордона. Немногословен, если говорить литературным языком, но насколько выразителен звук. Он насыщенный, плотный, яркий и одновременно грустный, казалось бы, в негрустных вещах. Его можно отличить из сотни, вот это и есть звук. Наивно полагать, что как только Д. Гордон взял в руки саксофон, то звук у него сразу и появился. Именно поэтому призываю вас заниматься звуком с самого начала. А как это делать? Всё до банальности просто. Есть упражнения, которые рано или поздно приведут вас к успеху. В противном случае не удивите вы никого ни беглостью пальцев, ни ценностью мундштука и саксофона.
С чего надо начинать любому новичку, беря в руки саксофон, и что делать, чтобы звук всегда был достойным. Чем заниматься каждый день, и не сбиться с пути, который вас обязательно приведёт к прогрессу. Ведь, что бы вы не играли на саксофоне, ваш уровень покажет звук, т.к. это первое, что слышит слушатель, зритель или родная бабушка в соседней комнате. Так что, как не крути, а заставить саксофон звучать красиво, рано или ли поздно, всё равно придётся.
Надеюсь, вы уже поняли, что звук, это как энергия. Он не берётся из ниоткуда, но зато никуда и не девается. Не девается – в смысле он с вами навсегда. Но для чего же это делать и как? Всё дело в том, что звук, рождаемый на саксофоне (именно так сказать правильно) должен радовать, удивлять, привлекать и покорять слух любого, кто вас услышит. Почему? Да потому, что все знают, как красиво саксофон звучит в исполнении великих саксофонистов. Людям есть с чем сравнивать. И то, что вы не профи – это не повод играть плохим звуком. Именно поэтому ещё раз призываю к 13-му шагу моего курса. Именно потому с самого начала вы обречены задаваться вопросом: ”А как достигается красивый звук на саксофоне?” Кроме того, вы обречены заниматься этим постоянно. И тут есть, как говорят знающие люди: “Два путя.”
Самые ленивые и находчивые пытаются решить проблему звука простым методом – мундштук подороже, саксофон покруче и вперёд. Но почему-то выясняется, что “вперёд” заканчивается в самом начале. Учитывая физиологию каждого из вас, сотни марок мундштуков, десятки саксофонов и тростей я могу точно сказать, что дороговизна и престижность всего перечисленного, едва ли сыграет ключевую роль в развитии вашего звука. И что бы вам кто не говорил – не зацикливайтесь на мундштуках и т.д. Не сидите на форумах в надежде услышать совет от “специалистов” и горе-советчиков. Прежде, чем говорить о дорогих мундштуках, вы должны в совершенстве овладеть теми простыми навыками, которые определяют качество звучания вашего саксофона. Но если вы будете владеть всего несколькими приёмами и прихватами, которые облегчат и украсят ваш звук, то вам уже легче будет выбрать хороший мундштук по высокой цене. Над чем же стоит поработать в первую очередь?
О том что саксофон громкий инструмент, знает даже глухой. Реакция ваших близких и соседей всегда одна – когда же этот рёв закончится? Но это первые две недели. Потом рёв заканчивается и остаётся лишь громкий звук. Затем, когда удалось добиться более -менее стабильного звука во всех регистрах, ликвидировать киксы и неожиданные срывы в звуке, возникает вопрос: “А как теперь научиться играть на саксофоне тихо?” Вопрос правильный и своевременный. Только если бы вы озадачились им с самого начала, то он бы уже был у вас и тихим и громким. Ведь для этого есть специальные упражнения, которые большинство новичков игнорирует. А жаль. Поэтому я и посвятил целый шаг 13 в моём онлайн-курсе “12 Шагов к мелодии” именно упражнениям, которые работают всегда, в том числе и для профи. Опять же, умение играть тихо или громко приходит к вам только тогда, когда вы точно знаете, как правильно дышать на саксофоне. Всего 2 упражнения в Шагах 5 и 6 и вы освоили диафрагмальное дыхание в полной мере. Ведь если этого умения нет, то про хороший звук нет никакого смысла. А если у вас с дыханием всё хорошо, то нет ничего проще моими специальными упражнениями добиться любого по динамике звучания саксофона, будь то баллада или яркая и быстрая мелодия.
Это особый приём на саксофоне, который придаёт его звучанию свойства, которые и отличают этот духовой инструмент от других. Вибрато основано на диафрагмальном дыхании. Это своего рода волнообразное качение звука, которое передаёт всю красоту звучания саксофона.
Вибрато основано на обязательном сочетании двух составляющих: амбушюр и дыхание. Приём не простой и даётся не со второго урока, а после длительных и осмысленных репетиций. Особые упражнения (Шаг 13) гарантированно приведут вас к успеху. Они упростят процесс освоения, как новичкам, так и опытным саксофонистам любителям. Вибрато украшает и разноообразит простой звук, превращая его в характерное волнообразное покачивание, как на длинных, так и на коротких нотах. Без владения этим приёмом вам вряд ли удастся сыграть красивым звуком балладу или медленную босса-нову. Кроме всего прочего, нужно освоить упражнения, выходящие за рамки простого освоения амбушюра и элементарного звукоизвлечения. Работа не простая, но она стоит того. Саксофон перестанет у вас звучать, “как палка” и у него наконец появится свой неповторимый голос, который полностью зависит от вашего умения им владеть и управлять. Это для вас будет. Как открытие чего-то нового, того, что привлекло вас когда-то в саксофоне. Теперь вы точно будете знать, как овладеть вибрато на са4ксофоне и это даст вам уверенность и стимул для дальнейших занятий. Каждый подход к инструменту покажется вам с этого момента настоящим праздником, а занятия приобретут другой смысл – более последовательный и осмысленный. Опять же, вы начнёте чётко слышать это самое вибрато у других исполнителей, которые звучат на странице “Наша музыка саксофон.”
Итак, друзья, подведём некоторые итоги моей публикации. Хочу пожелать вам удачи, успехов и главное – упорства и логики в работе над звуком. Сам я, как и вы прошёл весь этот путь работы над звуком и уверяю вас, что восторга нет предела, когда ты поймал тот момент, когда появились первые волны твоего первого вибрато. От саксофона ты уже н можешь оторваться. Есть постоянное желание заниматься и применять этот приём в балладах. В общем что тут говорить… Как освоите так сразу всё и поймёте. Успехов, друзья.
Only fill in if you are not human