Желание извлечь звук из саксофона, пожалуй, является одним из первых порывов каждого ученика при виде блестящего саксофона. Этот же вопрос будоражит совсем незнакомых людей, которые иногда напрямую задают вопрос: “А можно в него (саксофон) дунуть?” Возникает такое желание не только из любопытства, но и от того, с какой лёгкостью играют саксофонисты, какой при этом получается яркий и красивый звук. Но не только профессионалы, но и все ученики знают, что стоит за таким простым словосочетанием: “ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ НА САКСОФОНЕ”. При этом каждому из вас не стоит бояться этого словосочетания, а просто отнестись к нему более серьёзно и системно с самого начала обучения. Самые важные составляющие звука мной показаны в ШАГЕ 5 и в ШАГЕ 6 онлайн-курса “12 Шагов к мелодии.” Ведь от этого в конечном итоге зависит, как быстро вы освоите саксофон и так же быстро перейдёте к исполнению мелодий. Не хочу вас пугать, но именно от звукоизвлечения зависит, через какое время вы испытаете радость от звучания своего саксофона, держа его в руках и управляя процессом. Ведь если долго не получать отдачу от инструмента в виде звука, то совсем скоро саксофон окажется далеко на полке. И что самое обидное – не будет в этом ни вашей вины, ни вины самого инструмента. А чтобы этого с вами не произошло я открою некоторые секреты и помогу вам правильно расставить приоритеты, и системно подойти к серьёзному навыку под названием “Звукоизвлечение на саксофоне.” Вы узнаете из чего оно состоит, как им можно управлять и регулировать, чтобы раскрыть всю красоту инструмента, как в быстрых мелодиях, так и в медленных, в простых или сложных. Как можно владеть звуком от тёплого и мягкого до яркого и резкого, от тихого до громкого, от узкого и невыразительного до достойного и впечатляющего.

Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.

Главные слагаемые успешного звука

Сейчас я перечислю много составляющих, но с этого момента, уверен, у вас появится чёткая и яркая картина – как извлекать звук на саксофоне. Вернее, вы узнаете, что нельзя теперь отделять и разделять, а надо рассматривать в одном целом то, что вы осваиваете по отдельности. Я покажу ту цепочку, понимание которой и приводит к результату. Или не приводит, если ошибочно не уделять должного внимания главным компонентам звука.

О каждом из этих навыков снято тысячи роликов и написаны тысячи страниц. Вы все их знаете, но при этом, мало кто связывает вместе, например дыхание и амбушюр. Потому что амбушюр обычно связывается в голове каждого ученика с мундштуком, а мундштук с саксофоном. Именно поэтому и встречаются сплошь и рядом этот самый глупый в мире вопрос: “А какой надо купить мундштук, чтобы звук был красивый?” Сама постановка вопроса говорит о непонимании сути звука, его природы происхождения и зависимости от физиологических данных каждого. Итак, начнём с простого: дыхание, амбушюр, мундштук (тот, который вам подходит) и саксофон. Добавьте ваши индивидуальные особенности: рост, вес, строение нёба и гортани, губы, зубы, возраст – и у вас должны сложиться теперь другое видение того, откуда берётся звук на саксофоне. ДЫХАНИЕ – ЗВУК, АМБУШЮР – ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ, МУНДШТУК – ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ, и в целом – САКСОФОН – ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ. Для новичков всё это можно перефразировать, и заменить одним словом после тире – РОЖДЕНИЕ ЗВУКА. Это главное для вас в онлайн-курсе “12 Шагов к мелодии”.

Это потом вы будете думать о его плотности, продолжительности и выразительности. Но сначала надо, чтобы он из утиного кряканья превратился в звук. Если говорить совсем по-простому, то ваши соседи должны распознать, что вы играете на саксофоне, а не держите в руках неведомый доселе всему миру музыкальный инструмент. Мы не касаемся индивидуальных особенностей, а опираемся на то, что есть у каждого без исключения: диафрагма, лёгкие, губы, зубы и голова. Ибо без последнего некоторым совсем становится худо. Я сейчас не говорю про упорство, терпение и любовь к саксофону – это уже само по себе индивидуальные особенности каждого. То есть на первых парах думайте только об этом и не углубляйтесь в знания воздушных потоков мимо гортани, не забивайте голову камерами и порожками в мундштуках, моделями и материалами. Вам нужен звук и точка. Простой, банальный, саксофоновый. При этом, если вы займётесь только амбушюром и мундштуком без дыхания – провал. Если вы займётесь дыханием и амбушюром без правильно подобранного мундштука – провал, ну и т. д. Вроде получается замкнутый круг. Но это лишь для тех, кто не хочет и не привык во всё вникать и доводить начатое до конца. Но таким вы и не являетесь, если дочитали до этого момента. Ведь впереди вас ждёт ценная награда – это знание того, без чего не стоит брать в руки саксофон. Вперёд, друзья.

Продолжение следует.