Что такое работа над звуком

По мере вашего роста и личного развития игры на саксофоне, рано или поздно вы стабильно научитесь играть по нотам и на слух. Согласитесь, что в какой-то момент вопрос – как извлекать звук из саксофона – отойдёт на задний план. Но это ненадолго, ибо в скором времени возникнет вполне естественное желание этот звук улучшить и добиться того самого звучания саксофона, из-за которого и возникло у вас к нему влечение, со всеми вытекающими последствиями. А так как на звук влияет очень много факторов, рассказать вам об этом – значит вооружить вас знаниями об основных принципах подхода к звуку. Делаю это для людей, думающих и решивших действительно научиться играть мелодии, т.к. постоянно слышу ошибочное мнение о зависимости звука на саксофоне от мундштуков, порожках, мостах, камер, лигатуры и т.д. Несомненно, от этого тоже зависит, что и как вы будете выдавать в эфир. Но при этом, если вы забудете про дыхание, вибрато, динамику и происхождение самого звука в голове, то будете вы в вечном поиске того, что лежит на поверхности. Об этом знает каждый профи, который так же, как и вы стремится к красивому звуку. И я совсем не оговорился, когда сказал о происхождении звука в голове. С этого, пожалуй, и начнём наш экскурс в страну саксофона, звук которого ни с чем не спутаешь. А если этот звук привлёк ваше внимание, то это и означает, что саксофонист над ним потрудился. Если вы так же готовы уделять этому время, то вы скоро узнаете, что формирует звук и как этого добиться.

Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.

Почему звук рождается в голове задолго до того, как вылетит из саксофона

Я решил начать с самого простого, на первый взгляд фактора. Но он тоже требует определённой умственной, слуховой и аналитической работы. А чтобы это вас не пугало с самого начала вы услышите мнение профессионального музыканта и педагога о том, что каждый из вас должен слушать саксофон, как можно больше и как можно чаще. Именно это прослушивание саксофона и привело вас к покупке инструмента, не так ли? Самый главный во всём этом деле вопрос – кого слушать и как слушать? Я сразу не беру во внимание многочисленные ролики в интернете, пусть даже с миллионными просмотрами. Это вполне себе понятная ресторанная музыка, записанная в студийных условиях. Ничего против не имею и рад, что

такой музыки много. Но вы же хотите развиваться, не так ли? Поэтому хочу привлечь ваше внимание к непререкаемым авторитетам в мире саксофона. И каждый из них многообразен, многогранен и не превзойдён в силу своей индивидуальности. Для всех нас это лучшие представители джазового саксофона на планете Земля. Но каждого из них любой профессионал отличит прежде всего по звуку. Я умышленно не перечисляю имена всем известных музыкантов, чтобы вы зашли на страницу “НАША МУЗЫКА – САКСОФОН” и не только узнали имена, но и перешли к прослушиванию. Почему они, а не другие? Именно они могут сформировать ваш вкус и повлиять на ваше отношение к звуку саксофона. Вслушиваясь в эти соло, вы не пройдёте просто так и обязательно впитаете в себя дыхание, вибрато и технику исполнения каждого из них. Всё это откладывается у вас в голове и со временем формирует ваш собственный звук, т.к. образец для подражания у вас уже есть. Вообще то говоря напишу я по этому поводу отдельную статью, а пока несколько советов, как слушать такую музыку. Первое правило – слушать то, что нравится, а то, что не нравится – просто пропускайте. Второе правило – то, что понравилось – обязательно дослушать до конца, чтобы иметь полную картину об этой вещи. Следующий совет – слушайте в наушниках, не пропуская деталей. Задаться вопросами: альт саксофон или тенор, мягкий звук или резкий и т.д. Уверяю вас, понимать со временем вы станете больше, слышать лучше и самое главное в голове появится представление о том, что звук у всех красивый, но разный. Вы перестанете восхищаться ресторанными роликами, хотя и среди них есть много интересного, но это отдельная история и сейчас речь не о ней. Для вас важно в развитии – знать истоки и ориентироваться на тех, кто вдохновляет звуком, соло и своим творчеством. И если вы уже взяли саксофон в руки, то поинтересуйтесь теми, кто внёс свой вклад в мировую культуру и благодаря которым джазовая музыка стала для многих примером для подражания. Я не случайно предлагаю джазовую музыку. На это есть множество веских причин, но об этом чуть позже.

Продолжение следует.