Каждый исполнитель-саксофонист, будь то профи или любитель, приходит в музыку, чтобы владеть инструментом в полной мере. У каждого свой уровень и свои цели и, конечно, свой уровень восприятия саксофона, как инструмента. При этом возможность самого саксофона безгранична, как в классике, так и в джазе. Сегодня я затрону тему, которая известна каждому профессионалу, но, как правило, игнорируется саксофонистами-любителями. Вернее даже не игнорируется, а воспринимается в ограниченном виде. Эта статья примерно о том, что читать то мы умеем всё, а что читает каждый в отдельности – большая, как говорят в Одессе, разница. Кто-то зачитывается статьями о смысле жизни, умудрённого опытом, 20-летнего блогера, а кому-то, панимаш, и Чехова подавай. Не буду вас более томить друзья – поговорим мы сегодня о том, какую музыку слушать и для чего, чтобы лучше познать саксофон, больше любить его и, как следствие, лучше играть на нём, на каком бы этапе вы не находились.

Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.

С чего всё началось?

Давайте вместе вспомним, как случилось так, что мы взяли в руки саксофон? Вернее даже сказать – когда каждый решился взять его в руки? Для этого возникло, как минимум, желание, которое тоже само по себе не приходит. Ведь не взяли же вы домбру или скрипку, гитару или трубу – абсолютно с уважением отношусь к каждому из перечисленных инструментов. И тем не менее – вы сначала услышали, потом увлеклись, решили послушать саксофон ещё и ещё, и после этого решили, скорей всего, попробовать и узнать, а каково это вот так непринуждённо и легко играть на саксофоне соло или простую мелодию. Сейчас, друзья, начнётся самое интересное, ибо я застал ещё времена, когда музыку слушали на кассетных и бабинных магнитофонах. Именно поэтому доставалась музыка путем переписывания у кого-то с одной кассеты на другую. Причём время было реальное. На одну кассету уходило полтора часа – это 2х45 мин., или в переводе на треки – 2 альбома или 2 концерта. Но основная сложность была не в этом. Главная проблем – найти нужную тебе музыку или саксофониста, альбом или год исполнения. В общем нужно было сильно постараться, чтобы не просто слушать саксофон, а слушать то, что ты хочешь. Но в этом и состояла вся радость познания того, о чём вчера ты даже мечтать не мог. А общение с обладателем этих записей, который мог ещё и поделиться книгой об истории джаза. Как радостно мне за нынешнее поколение по причине доступности любой информации в пару кликов. Правда эти самые два клика изменили и отношение и к музыке, и к самому процессу её познания. Эту проблему я затрону в статье чуть позже. Ну а пока, скажу о том, что нас тем не менее, всех объединяет – сначала мы хотим послушать саксофон, затем увлекаемся прослушиванием, а потом стремимся играть не хуже тех, кого мы слушаем. И это относится, как к профи, так и к саксофонистам-любителям.

А зачем мне слушать саксофон?

Вполне резонный вопрос не только для новичка, но и для бывалого саксофониста. Тем более, что каждый из вас наверняка нашёл уже себе кумира в интернете. Начну с того, что обучение на саксофоне с нуля – это искусство подражания. И в этом нет ничего плохого. Ведь все мы стремимся к лучшему и красивому, не так ли? Т.е. в самом начале пути слушать саксофон – это самый верный способ для личного стремления и вдохновения. Здесь я, как всегда, проведу параллель с профи и студентами. Уверен, что каждый из них это знает – чем больше музыки ты слушаешь, тем лучше ты играешь. Но если для них это вопрос профессионального уровня, то для любителей это всего лишь вопрос желания или отсутствие его. В этом то друзья и подвох. Послушать саксофон в наушниках, порой бывает полезней, чем просмотр кучи роликов в интернете, т.к. ориентирует вас на многие полезные вещи, о которых вам никто не расскажет. Прежде всего, это конечно звук, а это самое важное не только для новичка, но и для зрелого саксофониста. Вы должны чётко понимать и слышать, как саксофон должен звучать – всё это нам показывают корифеи не только джаза, но и классики. Через это прослушивание, со временем, сравнивая саксофонистов вы можете услышать не только красоту звука, но и его НЕКРАСОТУ. Он может быть, как тёплым, так и резким, ярким и агрессивным, насыщенным и широким, пронизывающим или потаённым. И всё это нам демонстрируют мастера саксофона. У всех у них есть свой неповторимый звук, по которому их и различают профи. Но это ещё не все плюсы. Вы наконец-то начнёте слышать, когда саксофон звучит не очень хорошо: гнусаво и неуверенно, невыразительно и узко, вызывающе и пошло. Как это отличить и на что обращать внимание – об этом чуть позже. А сейчас хочу увлечь вас именно прослушиванием качественной, саксофонной музыкой, чтобы у вас сложились правильные ориентиры на будущее. При этом вы не должны

ограничиваться только джазовыми музыкантами. Обязательно нужно слушать и классических саксофонистов. Позже я объясню в чём разница между саксофоновой классикой и джазам. Вы спросите: “Ну стану я слышать, что такое хорошо и что такое плохо и дальше?” Дальше, отвечу вам, будут происходить чудеса, которые происходят только благодаря тому, что вы начали слушать саксофон. А всё произойдёт именно в тот момент, когда вы начнёте играть мелодии на саксофоне.

Продолжение следует.