Для всех без исключения новичков, саксофонистов-любителей и профи, овладение правилами ритма является ключевым навыком. И чем быстрее ученик постигнет эти правила, тем быстрее наметится прогресс в обучении, достижение результата и игра каких бы то ни было по сложности мелодий. При этом у любого музыкального инструмента есть свои ритмические задачи и особенности. Поэтому каждому саксофонисту-любителю с первого урока саксофона надо уяснить, что саксофон – инструмент сольный. В чём особенность его освоения с точки зрения ритма? Как добиться ровного, стабильного и красивого исполнения мелодий? С чего начинать освоение ритма на саксофоне и как прогрессировать в дальнейшем? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в этой статье.

Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.

Без теории – как без рук

Обращаюсь прежде всего к тем любителям-саксофонистам, которые принципиально не учат ноты и “играют на слух“ по наитию. Друзья, для вас хорошая новость – освоение ритма вам не грозит. Соответственно вся последующая информация не для вас и тратить время не стоит. Разговор пойдёт с людьми, которые хотят играть по нотам, а не по нарисованным или, ещё хуже, по показанной аппликатуре: “Указательным пальцем правой рук нажмите… и т.д.” – это уж совсем издевательство над инструментом, которое встречается сплошь и рядом. Но об этом будет отдельный пост про псевдо-репетиторов, которые заведомо ведут учеников в тупик. Запомните, саксофон – не дворовый инструмент. Его берут в руки приличные люди и играют для приличных людей. Именно поэтому знание нот, длительностей, пауз и реприз с триолями желательно осваивать в первые недели обучения. При чём, осваивать качественно и навсегда, чтобы не подписывать ноты и не усложнять себе жизнь. Это азбука, без которой нельзя открывать книгу, в нашем случае ноты. Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать о теории. Хочу добавить для наглядности: все ноты, что вы видите на нотном стане, всегда находятся в движении – быстром или медленном. И от того, как чётко вы будете владеть ритмом – зависит, будете ли вы за этим движением поспевать. А с учётом синкопированного ритма в эстраде и джазе вопрос ритма становится главным, после дыхания и звука.

Каждой ноте – своё место

Это первое, что должен усвоить каждый новичок, и это главное в ответе на вопрос: ”Как быстро научиться играть на саксофоне с нуля?” Итак, главное правило, которое вы всегда должны помнить: каждая нота находится на своём месте, как в пределах такта, так и в пределах мелодии. Это место непоколебимо и железобетонно, и именно оно определяет не только сольную игру на саксофоне, но и игру в ансамбле и в оркестре. Но даже не это главное, как выясняется. А главное то, что на это самое место её поставил композитор, и именно в этом месте она должна прозвучать – не раньше и не позже. На самом деле это не просто. Но об этом мы поговорим чуть позже, а пока идём дальше без пауз и реприз.

Продолжение следует.