С самого первого знакомства с саксофоном вы начинаете работу со звуком. Сначала вы пытаетесь извлечь хоть какой-то звук. Похож он на кряканье и это хорошо. Затем по мере развития встают другие проблемы и их тоже удаётся решить путём упражнений. Вы научитесь тянуть ноты так, чтобы звук не срывался, вы берёте ноты одинаково легко, как в верхнем, так и в нижнем регистре. И всё это из урока в урок называется – работа над звуком. В зависимости от этого меняются трости, мундштуки или саксофоны, но неизменным остаётся одно – владение звуком в полной мере. Что же это такое? Это владение всего лишь тремя навыками: дыхание, амбушюр и звукоизвлечение. Понятно, что владение каждым из них в отдельности предусматривает постоянный и осмысленный труд: упражнения +непосредственно сам навык, который надо совершенствовать. Ведь если из трёх составляющих всего лишь один не освоен как следует, то о хорошем звуке речи не может быть совсем. А по сему, друзья, призываю вас к логике и здравому смыслу, т.к. нельзя требовать от ученика хорошего звука, если у него нет поставленного дыхания или сформировавшегося амбушюра. Но и это ещё не всё. Мало совместить эти 3 навыка вместе, надо задаться целью облагородить звук и сделать его саксофоновым во всех смыслах: нежным и красивым, дышащим и потаённым, а где надо, то и жёстким, ярким, холодным, металлическим, пронзительным и необузданным. Тем более, что у духового инструмента – возможности у саксофона неограниченны. Вы наверняка слышали выражение: “Саксофон дышит.” И это не просто слова – это большой труд и ясное понимание как взаимодействуют все 3 навыка, перечисленных мной выше. А чтобы не быть голословным, я дополнил онлайн курс “12 Шагов к мелодии” и записал для вас ШАГ 13, в котором чётко и подробно показываю простые упражнения, которые помогут вам сделать качественный скачок в работе над звуком. В то же время прослушивание саксофонистов приведёт вас к хорошему звучанию саксофона, т.к. перед вами лучшие мировые образцы для подражания.

Звук вы формируете ежедневно и готовите его, то маленькими шажками (упражнения) и гигантскими скачками – это когда вы сами слышите разницу между вчера и сегодня. Тем более приятно, когда об этом прогрессе говорят вам окружающие. Именно владение звуком и позволяет играть всеми его оттенками и радовать слушателей своим умением, независимо от жанра, стиля и сложности произведения. И конечно, сейчас мы переходим к простым вашим умениям и знаниям того, как овладеть, с чего начинать и чем заниматься каждый день, что вас радовал звук на саксофоне.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ КРАСИВЫЙ ЗВУК

Мундштук – это средство, чтобы донести хороший звук до слушателя. И если у вас нет хорошего звука, и вы не приложили должных усилий для его создания, то не поможет никакое дорогое средство, в нашем случае мундштук. Я не призываю вас играть на плохих мундштуках. Но мундштук является хорошим, если он вам подходит по пасти и по лёгкости звукоизвлечения.

Факторов, влияющих на звук на первый взгляд много. Но все они решаемы в пределах ваших задач и … вашей лени. Не удивляйтесь моей жёсткости, но это так. Все хотят иметь красивую фигуру, но лишь единицы делают хотя бы зарядку по утрам. А все остальные покупают тренажёры, смотрят ролики, вырабатывают системы. Со звуком то же самое. Самые находчивые из вас (это касается и профи) меняют постоянно мундштуки, не наблюдая при этом никаких сдвигов. Мундштук для них, как таблетка от всех бед. Киксы, невнятный звук и нестабильные ноты – мундштук виноват. Но это не так процентов не 50. Я уже затрагивал эту тему и давал ряд рекомендаций по выбору мундштука.

Поэтому я хочу, чтобы вы обратили внимание на оставшиеся 50%. Ведь они являются основными для каждого из вас. И эти 50% я бы условно разделил так: 30% – дыхание и по 10% – владение амбушюром и звукоизвлечением. А так как эти 20% тоже зависят от дыхания, то получается, что все 50% зависят от вашего насоса и двигателя саксофона – диафрагмальное дыхание. Остановлюсь лишь на 2-х самых важных характеристик звучания саксофона – громкость и вибрато. Есть, конечно, и чистота, и красота, но это уже производные от первых. При этом, не владение звуком в полной мере, абсолютно обнуляет все ваши старания по ритму, теории и т.д. Кому нужны ваши потуги, если из инструмента выходит некрасивый, грубый или зажатый звук?

Послушайте, к примеру, Д. Гордона. Немногословен, если говорить литературным языком, но насколько выразителен звук. Он насыщенный, плотный, яркий и одновременно грустный, казалось бы, в негрустных вещах. Его можно отличить из сотни, вот это и есть звук. Наивно полагать, что как только Д. Гордон взял в руки саксофон, то звук у него сразу и появился. Именно поэтому призываю вас заниматься звуком с самого начала. А как это делать? Всё до банальности просто. Есть упражнения, которые рано или поздно приведут вас к успеху. В противном случае не удивите вы никого ни беглостью пальцев, ни ценностью мундштука и саксофона.

РАЗВИТИЕ ЗВУКА

С чего надо начинать любому новичку, беря в руки саксофон, и что делать, чтобы звук всегда был достойным. Чем заниматься каждый день, и не сбиться с пути, который вас обязательно приведёт к прогрессу. Ведь, что бы вы не играли на саксофоне, ваш уровень покажет звук, т.к. это первое, что слышит слушатель, зритель или родная бабушка в соседней комнате. Так что, как не крути, а заставить саксофон звучать красиво, рано или ли поздно, всё равно придётся.

НЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ ЛЮБЯТ УШАМИ

Надеюсь, вы уже поняли, что звук, это как энергия. Он не берётся из ниоткуда, но зато никуда и не девается. Не девается – в смысле он с вами навсегда. Но для чего же это делать и как? Всё дело в том, что звук, рождаемый на саксофоне (именно так сказать правильно) должен радовать, удивлять, привлекать и покорять слух любого, кто вас услышит. Почему? Да потому, что все знают, как красиво саксофон звучит в исполнении великих саксофонистов. Людям есть с чем сравнивать. И то, что вы не профи – это не повод играть плохим звуком. Именно поэтому ещё раз призываю к 13-му шагу моего курса. Именно потому с самого начала вы обречены задаваться вопросом: ”А как достигается красивый звук на саксофоне?” Кроме того, вы обречены заниматься этим постоянно. И тут есть, как говорят знающие люди: “Два путя.”

ЭТО ДОРОГО И НЕ ВСЕГДА РАБОТАЕТ

Самые ленивые и находчивые пытаются решить проблему звука простым методом – мундштук подороже, саксофон покруче и вперёд. Но почему-то выясняется, что “вперёд” заканчивается в самом начале. Учитывая физиологию каждого из вас, сотни марок мундштуков, десятки саксофонов и тростей я могу точно сказать, что дороговизна и престижность всего перечисленного, едва ли сыграет ключевую роль в развитии вашего звука. И что бы вам кто не говорил – не зацикливайтесь на мундштуках и т.д. Не сидите на форумах в надежде услышать совет от “специалистов” и горе-советчиков. Прежде, чем говорить о дорогих мундштуках, вы должны в совершенстве овладеть теми простыми навыками, которые определяют качество звучания вашего саксофона. Но если вы будете владеть всего несколькими приёмами и прихватами, которые облегчат и украсят ваш звук, то вам уже легче будет выбрать хороший мундштук по высокой цене. Над чем же стоит поработать в первую очередь?

ДИНАМИКА ЗВУКА

О том что саксофон громкий инструмент, знает даже глухой. Реакция ваших близких и соседей всегда одна – когда же этот рёв закончится? Но это первые две недели. Потом рёв заканчивается и остаётся лишь громкий звук. Затем, когда удалось добиться более -менее стабильного звука во всех регистрах, ликвидировать киксы и неожиданные срывы в звуке, возникает вопрос: “А как теперь научиться играть на саксофоне тихо?” Вопрос правильный и своевременный. Только если бы вы озадачились им с самого начала, то он бы уже был у вас и тихим и громким. Ведь для этого есть специальные упражнения, которые большинство новичков игнорирует. А жаль. Поэтому я и посвятил целый шаг 13 в моём онлайн-курсе “12 Шагов к мелодии” именно упражнениям, которые работают всегда, в том числе и для профи. Опять же, умение играть тихо или громко приходит к вам только тогда, когда вы точно знаете, как правильно дышать на саксофоне. Всего 2 упражнения в Шагах 5 и 6 и вы освоили диафрагмальное дыхание в полной мере. Ведь если этого умения нет, то про хороший звук нет никакого смысла. А если у вас с дыханием всё хорошо, то нет ничего проще моими специальными упражнениями добиться любого по динамике звучания саксофона, будь то баллада или яркая и быстрая мелодия.

ВИБРАТО НА САКСОФОНЕ

Это особый приём на саксофоне, который придаёт его звучанию свойства, которые и отличают этот духовой инструмент от других. Вибрато основано на диафрагмальном дыхании. Это своего рода волнообразное качение звука, которое передаёт всю красоту звучания саксофона.

Вибрато основано на обязательном сочетании двух составляющих: амбушюр и дыхание. Приём не простой и даётся не со второго урока, а после длительных и осмысленных репетиций. Особые упражнения (Шаг 13) гарантированно приведут вас к успеху. Они упростят процесс освоения, как новичкам, так и опытным саксофонистам любителям. Вибрато украшает и разноообразит простой звук, превращая его в характерное волнообразное покачивание, как на длинных, так и на коротких нотах. Без владения этим приёмом вам вряд ли удастся сыграть красивым звуком балладу или медленную босса-нову. Кроме всего прочего, нужно освоить упражнения, выходящие за рамки простого освоения амбушюра и элементарного звукоизвлечения. Работа не простая, но она стоит того. Саксофон перестанет у вас звучать, “как палка” и у него наконец появится свой неповторимый голос, который полностью зависит от вашего умения им владеть и управлять. Это для вас будет. Как открытие чего-то нового, того, что привлекло вас когда-то в саксофоне. Теперь вы точно будете знать, как овладеть вибрато на са4ксофоне и это даст вам уверенность и стимул для дальнейших занятий. Каждый подход к инструменту покажется вам с этого момента настоящим праздником, а занятия приобретут другой смысл – более последовательный и осмысленный. Опять же, вы начнёте чётко слышать это самое вибрато у других исполнителей, которые звучат на странице “Наша музыка саксофон.”

ЗВУК – ОН ЛИБО ЕСТЬ, ЛИБО ЕГО НЕТ

Итак, друзья, подведём некоторые итоги моей публикации. Хочу пожелать вам удачи, успехов и главное – упорства и логики в работе над звуком. Сам я, как и вы прошёл весь этот путь работы над звуком и уверяю вас, что восторга нет предела, когда ты поймал тот момент, когда появились первые волны твоего первого вибрато. От саксофона ты уже н можешь оторваться. Есть постоянное желание заниматься и применять этот приём в балладах. В общем что тут говорить… Как освоите так сразу всё и поймёте. Успехов, друзья.