Такой банальный, простой и в то же время неоднозначный вопрос, не так ли? Каждый из вас задавал его себе по многу раз, задолго до того, как купить саксофон. А каждый раз, получая ответ на него многие рисуют такую сложную картину обучения на саксофоне, что начинают пугаться раньше времени и терять саму суть обучения. Давайте сегодня разделим вопрос на несколько составляющих и каждый из вас для себя ответит на этот вопрос и узнает, что всё дело не в сложности саксофона, как инструмента, а в подходе к обучению, который может и изменит ваш взгляд к словам “КАК”,“НАУЧИТЬСЯ”, “ИГРАТЬ”, “НА САКСОФОНЕ”. Ведь для каждого ученика эти вопросы вызывают сомнения относительно споров о результатах после того, как в саксофон вложены немалые деньги. Практикуя с учениками больше 25-ти лет, я с удовольствием поделюсь своими наблюдениями и скорее всего помогу вам выставить правильные приоритеты с самого начала. От этого и будет зависеть качество обучения и конечно, в конечном итоге, скорость.

Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.

Сразу расставим все точки над “и”

Обращаюсь в первую очередь к новичкам. Хотя постоянно сталкиваюсь с “опытными учениками” (1-2 года), которые порой не умеют показать элементарных навыков ни в звуке, ни в ритме, ни во всём остальном. Всё это они признают и позанимаюсь со мной месяц-два удивляются, как всё просто, когда знаешь чёткую последовательность выполнения каждого навыка. Проблема “опытных” – они постоянно переучиваются, то по одному ролику, то по-другому. Поэтому не обессудьте, все саксофонисты-любители, но приготовьтесь к горькой правде, которая многих не только отрезвит, но и направит в нужное русло, и я уверен на все 100% поможет всё-таки играть на саксофоне мелодии.

И так 1-ое правило саксофониста-любителя: если ты не настроился (нет времени и т.д.) на постоянные регулярные занятия (3-4 раза в неделю), то сразу отложите пока эту идею в сторону. Во-вторых: на начальном этапе не меньше 20-30 мин. на одно занятие. В-третьих: определить чёткую цель обучения на саксофоне. Это я к тому, что порой ученики за деревьями леса на видят – не уверен, чтобы вы купили саксофон для тренировки диафрагмального дыхания или изучения аппликатуры. В-четвёртых: определить чёткий путь, по которому ты пойдёшь, ибо путей много, а цель только одна. В-пятых: запастись терпением и настроиться на временные трудности и проблемы, которые ты готов стойко переносить и преодолевать. В-шестых: настроиться на радость жизни от сыгранного и выученного – в общем всего того, что в конце концов и называется результатом. Я вам гарантирую, что радость от сыгранной первой мелодии перекрывает всё остальное, что когда-то так беспокоило и доводило до отчаяния.

Диафрагмальное дыхание, амбушюр и аппликатуру с нотами, плюс все шесть пунктов выше — вы должны понимать задолго до того, как выбрать саксофон. А сейчас я вкратце расшифрую эти правила для тех, кто уже держит его в руках, но зашёл по каким-то причинам в тупик или уже положил инструмент на полку.

Но если вы настроены на результат, то…

Наберитесь, друзья, терпения и уделите занятиям на саксофоне должного времени и сил. Так уж устроена музыка. Здесь само собой не приходит ничего, как и в спорте и в любом деле, за которое люди вас благодарят, аплодируют и радуются вместе с вами. Конечно, как в любом деле вам поможет добиться результата терпение, регулярность, исключение ошибок и системность. Саксофон довольно капризный инструмент, несмотря на всю внешнюю красоту и эффектность. Будет он казаться в самом начале неуклюжим, корявым и неудобным. Это всё потому, что ваши пальцы и руки не привыкли работать в таком режиме. А от того насколько правильно вы будете стоять и держать пальцы зависит все остальные навыки. Все эти блогеры от саксофона, которые кричат со всех сторон: ” Вставайте, как удобно… Держите саксофон, как удобно… ” – вводят вас в заблуждение. Ибо, как правильно держать саксофон – это первое, с чего начинаются все проблемы. Как удобно – это то же самое, что как придётся или как попало. Обратите на это внимание, т.к. от этого зависит ваше дальнейшее дыхание, работа пальцев и как следствие, главный результат, к которому вы должны стремиться – играть мелодии. Делать это легко и в радость, а не в постоянной борьбе с саксофоном. Я не хочу вас пугать, а хочу настроить вас на грамотный подход с самого начала, чтобы вы подходили так тщательно и системно к каждому навыку. От этого зависит немного-немало – бросите вы саксофон или будете играть мелодии, постоянно обновляя репертуар. А для этого всё надо делать с самого начала всё правильно, а не так, ”как удобно”, не так ли? Результат того, как делать всё ‘”как удобно “ я вижу постоянно на экране монитора, когда провожу личные уроки онлайн: 100% учеников приходится переучивать. Почему так происходит? Причин много и об этом чуть позже. Основная причина – это конечно ошибки, которые сопровождают каждого.

Ведь вопрос не в ошибках, как таковых, а том, как быстро их исправить, пока они не укоренились и не потянули вас назад. Поэтому мы в очередной раз подходим к правильности обучения, с самого начала вашего пути.

Все навыки, которым вы будете учиться, занимаясь на саксофоне должны быть направлены на главный результат — игра мелодий под фонограмму. Если у вас другие цели, то можете заканчивать прочтение статьи и не тратить время. Во всяком случае, ни один ученик ещё не отказался от такого удовольствия, как выступление в сопровождении минусовки. До этого, естественно, надо дорасти и иметь определённый уровень. Сейчас развею ещё одну сказку приготовленную для всех новичков АНТИ- репетиторами, которые будут вам говорить о несметном количестве нужных вам гамм и этюдов, чтобы потом, когда-нибудь вы начали играть мелодии с их позволения. Почему-то мои ученики играют мелодии под фонограмму с нуля после 10 уроков. А у кого-то вообще никогда. Это я к тому, что слово ДОРАСТИ совсем уж недолгое. Сделать вы это должны быстро и с энтузиазмом, т.к. нет ничего сложного, чтобы быстро овладеть элементарными навыками: диафрагмальное дыхание, постановка пальцев, звукоизвлечение на саксофоне и ритма. Нотную грамоту и аппликатуру я не считаю чем-то сверхъестественным и непосильным для взрослого человека. Чтобы убедиться в простоте всего перечисленного, посмотрите на детей, которые учатся всему этому без проблем и играют не хуже взрослых. Вы скажете, что они все занимаются в муз. школах по системе и постоянно? Так это я и предлагаю вам сделать в моём курсе и за короткий срок перейти к исполнению мелодий, а не заниматься обучением ради обучения. И вот ещё одна причина, по которой многие так и не доходят до мелодии, т.е. я повторюсь – за деревьями леса не видят. Всегда помните о том, для чего вы купили саксофон. Наверняка же не для бесконечного обучения элементарным навыкам. А для того, чтобы главная цель не терялась из вида, старайтесь добиваться качественного и конкретного результата в каждом конкретном навыке здесь и сейчас. Не отворачивайтесь от проблемы и доводите начатое до конца. Если, к примеру, сегодня получилось извлечь всего несколько звуков, то это тоже результат для новичка. А, если не останавливаться и продолжать, то завтра этих звуков будет больше и больше, при условии постоянного внимания к этой теме. Если, глядя на ноту на нотном стане вы думали – что это за нота и какая длительность сек. 20, то это тоже результат, если вчера вы не могли это определить и через минуту. Значит надо уделить этому время и сделать так, чтобы завтра вы определяли ноту за 10, а потом за 5 сек., а потом не задумывались об этом вообще. Именно так должно происходить, т.к. в руках саксофон, то негоже ученику стоять в раздумьях о ноте, которую ещё надо нажать на саксофоне. И так с каждым навыком. Почему овладеть всем этим можно быстро и главное – КАК? От чего зависит быстрота обучения и зачем она нужна? Как при этом не потерять качество каждого вашего умения, которое в конечном итоге и позволит вам играть мелодии любой сложности? Доводите начатое до конца и не бросайте на пол пути достигнутое тем более, что для этого есть масса упражнений для саксофона или без. Очень важно при этом не затягивать начальный этап. При этом не забывать о качестве овладения каждым навыком, которое не подведёт вас в трудную минуту при разучивании мелодий.

Продолжение следует.